Институт развития кадрового потенциала управленческих кадров системы образования

4 февраля 2021 г.

Цифровая образовательная среда

Лазутова Мария Николаевна, председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы, д.ист.н., проф.

Вопросы воспитания настолько многогранны, что определить их границы порой невозможно. Каждый исторический период ставит перед обществом и прежде всего школой свои задачи по воспитанию человека, формирует свою систему ценностей, свой идеал. Рассмотрим тенденции развития российской системы воспитания на примере московских школ.

1. Сформирован серьезный пласт воспитательных проектов, которые связаны с расширением уровня знаний, оказанием конкретной помощи учителю в организации учебного процесса (рисунок 1).

Подобная серия мероприятий расширяет границы обучения ребенка.

2. Вектор воспитательной работы все сильнее смещается из учебного процесса в систему дополнительного образования (рисунок 2).

3. Сегодня образование и воспитание стали общей задачей всех институтов общества (рисунок 3). В частности, в Москве различные структуры органов исполнительной власти все активнее участвуют в работе по формированию у школьников целостных ценностей, универсальных знаний и навыков поведения.

Таким образом, можно отметить, что сегодня создается единая система обучения и воспитания, которая, к сожалению, на определенном этапе развития российского общества была разрушена. По сути, уже не отдельные школы, а целые города становятся центрами обучения, воспитания, социализации подрастающего поколения.

Нужно ли отказываться от хорошо зарекомендовавших себя форм воспитания, если они имеют положительные результаты и в значительной степени понятны, полезны и эффективны?

Конечно, нет, но они должны постоянно корректироваться с учетом времени. Эти наработанные приемы воспитательной деятельности способны быть гибкими, массовыми и индивидуальными.

Если посмотреть на историческую ретроспективу, то легко заметить, что на протяжении развития цивилизации выделялись главные формы воспитательной работы, которые обеспечивали жизнедеятельность школьников в настоящем и будущем (рисунок 4):

1. Мероприятия, связанные с самосохранением и безопасностью человека.

2. Воспитательная работа, связанная с формированием навыков, необходимых для дальнейшего самообеспечения.

3. Работа, направленная на помощь школьнику в самовоспитании и формировании самодисциплины для своего будущего.

4. Работа, направленная на формирование умения и способности жить в гармонии с социальными и политическими установками общества.

5. Работа, связанная с интересами и увлечениями школьника, его досугом.

Что же не устраивает государство, общество в существующей системе воспитания школьников и почему так остро, амбициозно поставлена задача поиска новых подходов в воспитании?

Сегодня впервые выделяется потребность в фиксации того факта, что предвестником будущего необходимо считать человека, а не социальное явление. Одновременно с взрослением детей, подростков, студенческой молодежи происходят изменения в каждой конкретной школе, колледже, в нашей стране, в мире в целом. Физическое и нравственное взросление молодого поколения происходит на основе взаимного переплетения со всем, что происходит в обществе, и дети также являются продуктом общественно-исторического процесса трансформации всех структур совместной жизни людей. Перед педагогическим сообществом поставлена задача прежде всего осознать, что молодое поколение – это активные граждане, которые находятся в процессе не только физического взросления, но и усвоения социальных норм поведения.

Сегодня как никогда происходит дифференциация жизненных взглядов взрослого и подросткового населения (рисунок 5). Именно этим в значительной степени объясняются наши порывы гнева, осуждения и порицания поступков подростков. Нередко внутри одной семьи существует целый водораздел между родителями и детьми.

Говоря о значительном изменении в российском обществе, в системе образования, и это закономерно, нельзя не заметить, что меняется и современный школьник, поскольку он становится объективным свидетелем эпохи реформ, когда на смену уходящему прошлому приходят новые технологии, утверждаются новые приоритеты и ценности.

В этих условиях воспитание должно стать понятным современному поколению детей, подростков, студентов и, безусловно, тем, кто работает с детьми, кто растит их в семье. Воспитание может быть эффективным только тогда, когда в обществе, в каждом педагогическом коллективе создана атмосфера, в которой высоко ценится личность, мотивы ее действий, понимание этих мотивов и их принятие. К сожалению, сегодня этого пока не происходит. И поэтому мы должны четко определить, в чем смысл, сердцевина наших действий по воспитанию.

Иммануил Кант сформулировал такой девиз просвещения: «Имей мужество пользоваться собственным умом». Все ли наши мероприятия, как учебные, так и воспитательные, формируют умение пользоваться собственным умом? В поиске смысла любого воспитательного действия должен быть заложен фундамент реализации ребенком самого себя.

Нельзя забывать, что мы живем в мировом информационном изобилии, следовательно, первейшая задача воспитания – научить ребенка различать, выделять, что существенно и что имеет смысл, а что нет (рисунок 6). Школьник должен понимать, и наша задача – его научить, за что он будет отвечать, а за что нет. А это задача непростая, так как она объективно влечет за собой постановку конкретной цели мероприятия и полную заинтересованность ребенка в его подготовке, участии и результате. Ребенок – не абстрактное понятие, он сам подсказывает нам, что ему нужно и какая у него есть потребность в том или ином мероприятии. Он ждет от нас ответа на смысл предстоящих действий и в то же время сам в значительной степени может находить позитивное в организации мероприятий и в их осмыслении.

Мы научились проводить массовые акции, флешмобы, квесты, квизы, но не научились одному – уметь оценивать результаты этих действий. Значительная часть детей от этих акций не получает нужных мировоззренческих установок. Следовательно, и не формируется культура собственного ума.

Сегодня практически отсутствует принцип оценки действий со стороны школьника, очень мало у нас мероприятий в виде дискуссий, полемики, где бы высказывалась любая точка зрения ребенка, даже если она идет вразрез с какими-то установившимися нормами. Наши дети не умеют давать оценки, отстаивать свои убеждения, свои интересы либо интересы других.

Почему это происходит? Наши педагоги сами не всегда готовы к открытой дискуссии со школьниками. Гораздо проще заставить детей что-то делать, чем прислушаться к их мнению. Проще провозгласить установку, чем найти точку пересечения интересов. А уж создать проблемную ситуацию, которая предполагает возможную поведенческую ошибку со стороны ребенка и самостоятельный поиск им пути исправления ситуации, – это доступно единицам! Мы должны уметь слушать, понимать и показывать возможные пути, к которым может привести та или иная установка школьника. Массовые мероприятия практически не дают детям возможности развивать свои мысли, речь, давать оценки, отстаивать убеждения.

Еще одна проблема: как сохранить человеческие качества в цифровом пространстве?

День ото дня нарастает проблема погруженности детей в мир информации, в котором они уже находятся, довольствуясь виртуальным пространством, которое для них все больше становится удобным и интересным. Этот процесс имеет негативную сторону с точки зрения формирования мышления, способного отличать вымышленный контент, зачастую вредный, от реального и нужного. Но есть в этом и положительная сторона, поскольку это нам дает возможность научить детей и подростков не только получать информацию, но и критически относиться к тем материалам, которые появляются в интернете.

Для этих целей должна быть разработана специальная программа, без нее сегодня невозможно вести работу по формированию мировоззрения и культуры школьника. Здесь большую роль может сыграть развитие функциональной грамотности и критического мышления. Но для такой работы необходима специальная подготовка педагогов.

Как известно, дети не переносят нравоучений. Они способны сами организовывать себя, свой коллектив. Они хотят деятельности, и мы должны расширить горизонты для ее воплощения. Недоверие к школьникам, студентам – вот где кроется еще одна педагогическая проблема. Мы должны дать дорогу инициативам ребят. И пусть эти инициативы как можно раньше помогают детям сформировать ответственность за поступки, смелость в принятии решений. Тогда мы в значительной степени застрахованы от неправильных поступков детей в будущем.

Следующая важная проблема – воспитание патриотизма у школьников. Без понимания границ этого серьезного воспитательного процесса мероприятия переходят в прямолинейность, и это приводит к тому, что понятие патриотизма выходит у детей за рамки определенных базовых принципов.

В этом контексте важным является учет всех нюансов: национальных, этнокультурных, конфессиональных, географических – без этого подростку трудно перейти от малых форм патриотизма к патриотическим убеждениям, любви к своей Родине, Отечеству, уважению к историческим завоеваниям.

Не нужно увлекаться массовыми мероприятиями. Кроме констатации необходимости усиления патриотического воспитания в настоящее время, к сожалению, мало реальных дел, затрагивающих душу подрастающего поколения. И наконец, требуется единый учебник истории, где не должно быть нагромождения информации и большого количества дат, которые часто вымывают смысл исторических событий. А вот наполнить учебник яркими событиями отечественной истории очень важно, поскольку к истории своей страны прирастаешь через эмоциональное сопереживание происходящего.

Рассматривая проблемы воспитания, невозможно не сказать о роли семьи (рисунок 7). Современные пороки общества объективно повлияли на семейные отношения. Нередко можно заметить, что родители имеют весьма поверхностные понятия о морали, ответственности перед детьми и обществом, бывают склонны к неискренности по отношению к детям, подвержены ложным представлениям о смысле жизни и т.д. В последние годы встречаются факты, когда родители даже из благополучных, обеспеченных семей своим поведением внушают детям неправильные представления о национальной гордости, о патриотизме, о любви к родине, культурным традициям и обычаям.

На протяжении нескольких десятилетий семья была социальной ячейкой, теперь этой социальной ячейкой стал весь мир, в котором благополучие одной семьи и даже одного человека влияет на благополучие каждого. Воспитание в семье цельного гармоничного сознания – это фундамент, на котором постигаются основы нравственной деятельности человека, культуры, а впоследствии формы общественной жизни. Это своеобразная цепочка, которая связывает всех в обществе. Мы не должны допустить раздвоения личности в воспитании детей и подростков.

Принятие документов и программ по воспитанию не должно быть завершенным процессом фундаментальных положений педагогики. И в этом формате современной педагогической науке предстоит оценить сущность и функции педагогических теорий, законов и закономерностей воспитательной деятельности в современной школе и в конце концов начать создавать новую дидактику 21 века. Следовательно, школа для нормальной работы по воспитанию детей должна сместить свои акценты в сторону работы с семьями, ведь именно в таком контексте и подчеркивается особая роль классного руководителя (рисунок 8).

Невозможно точно сказать, где пролегают границы между обучением и воспитанием: на уроке, во внеурочном мероприятии, непосредственно в семье либо на улице. Монгольская пословица говорит: «Родители создают тело, учителя создают душу».

Тема воспитания безгранична. Каждая историческая эпоха ставит перед нами свои цели, задачи, и всегда образование умело находить выход даже из самых сложных ситуаций.